100% инвестиционный вычет для электромобилей-такси
Тема электромобилей не нова как для мирового, так и для белорусского рынка: электрический транспорт уверенно отвоевывает свое место на дорогах уже на протяжении нескольких лет. Однако, если в частных гаражах это явление плюс-минус привычное, то у коммерческих организаций электромобили только начинают приобретать популярность. А, между прочим, очень зря! И здесь дело даже не в освобождении ввозимых электромобилей и оборотов по ним от НДС: это может считаться бонусом только для небольших коммерческих организаций на «упрощенке», которые не могут потом принять входной НДС к зачету – в этом случае речь скорее идет об интересах владельцев крупных автопарков, для которых использование электрокаров в коммерческих целях в Беларуси имеет ряд преимуществ.
Возьмем, например, привычные нам службы такси, где транспортные средства – это такой же рабочий инструмент, как для офисного клерка бумага и ручка, требующий периодической замены. И в случае использования электромобилей, экономический эффект от такого транспорта это не только экономия в процессе эксплуатации на стоимости зарядки и техническом обслуживании, это еще и значительные налоговые «скидки». И несмотря на то, что «скидочный пункт» в белорусском законодательстве появился не вчера, многие упускают его из виду при обновлении парка. А ведь компании, предоставляющие услуги такси на электрических авто, как и любые другие коммерческие организации с электрокарами, могут использовать инвестиционный вычет в пределах 100 процентов от первоначальной стоимости электромобиля, что значительно сокращает налоговую нагрузку по налогу на прибыль. А это существенная сумма даже в рамках одного транспортного средства, не говоря уже о целом электрическом «флоте». Традиционные авто с ДВС такими преференциями похвастаться не могут. И в ситуации, когда цены на электромобили постепенно снижаются, а разнообразие их моделей на белорусском рынке стремительно растет, экономика замены привычных авто на «зеленый» транспорт становится все более и привлекательной.
Например, при покупке хэтчбэка BYD Dolphin EV того же класса, что и привычные нам Renault Sandero, KIA Rio и Chevrolet Aveo, то и дело мелькающие на экране заказа в приложениях агрегаторов, за 20 000 долларов потенциальная экономия на налоге на прибыль может составить до 12 000 рублей с одного электромобиля. Неплохо, правда? А если электромобиль не один, а десять, пятьдесят… 120 000 рублей, 600 000 рублей….
Однако, в существующей реалии не все так идеально. Если явные ценовые преимущества перевозчик четко видит при совершении покупки электромобиля, то о «скрытых» он и не задумывается. Часто автопарки не сталкивались с инвестиционным вычетом ранее, и если по транспортному налогу инспекция может подсказать об отсутствии необходимости его уплаты, так как синхронизированы данные о имеющихся транспортных средствах с базой гаи, то про инвестиционный вычет они точно не упомянут. Недавний пример: перевозчик купил 7 электромобилей еще в январе 2023, но связавшись с главным бухгалтером получили удивление о возможности применения этого вычета. Другой перевозчик приобрел 2 электромобиля в лизинг, также не использовал инвестиционный вычет, потому как решил, что на лизинг применение вычета не распространяется. Но мы смогли найти автопарк, который купил электромобиль стоимостью 83 000 рублей в первом квартале, а уже во втором он применил инвестиционный вычет в размере 100%, уменьшив налоговую базу по налогу на прибыль на 83 000 рублей, а значит сократил свой налог на 16 600 руб. И эти средства можно направить на приобретение дополнительных электромобилей, пусть даже в лизинг. Преимущества приобретения электромобиля очевидны!
